Его путь - тысячи морских миль. Детская мечта о море стала жизненным призванием. Всегда преданный работе, он вместе со своими подчиненными добивался самых лучших результатов. Герой Социалистического труда Евгений Алексеевич Алисов никогда не гнался за славой и звездами, он просто работал на совесть, с полной отдачей.

В 14 лет Евгений Алисов ушел на войну. Домой вернулся через два года, в декабре 45-го. А еще через год, в который он работал, сбылась мечта детства Евгения Алексеевича - стать моряком. Он поступил в Ростовское мореходное училище им. Г.Я. Седова, навсегда связав свою жизнь с морем. "Это была судьба. Я ведь на капитана и не собирался идти, - вспоминает Евгений Алексеевич. - Я хорошо знал автодело, моторы, технику. Мне было бы проще учиться на судомеханика. Но в самом начале учебы ко мне подходит военрук и говорит примерно следующее: "Ты - дылда длинная, в машинное отделение не поместишься. Или иди в штурманы, или уходи совсем". Надо ли говорить, что мореходное училище я оканчивал по специальности штурман дальнего плавания. И нисколько не жалею об этом. Только когда работал на севере, думал: "Эх, был бы я механик, сидел бы сейчас в теплом машинном отделении, а не мерз на капитанском мостике". Теплое воспоминание северных холодных промыслов - команда СРТ 4291, на котором плавал Евгений Алексеевич. 25 человек экипажа судна работали дружно, слаженно и с полуслова, с полужеста понимали своего капитана. Рыбацкий труд - тяжелый, особенно северный. Весь пятимесячный рейс работали по суровому графику: сутки - с 6 и до 6 утра - смена, четыре часа на сон, и снова за работу. Евгений Алексеевич спал и того меньше: капитан ложился позже, а вставал раньше своей команды. Которую, к слову сказать, держал в ежовых рукавицах - "спуску в работе не давал", как говорит сам Евгений Алексеевич. Но без порядка и дисциплины на корабле нельзя, тем более, в северных морях, где каждый шторм может стать последним в жизни. Командный состав СРТ 4291 это прекрасно понимал и уважал своего капитана. А когда Евгений Алексеевич в конце 50-х переводился на Керченскую базу гослова, его даже не хотели отпускать.

С 1958 года Евгений Алисов - старший помощник, а затем и капитан БМРТ "Жуковский". Это было первое рыболовецкое судно в управлении технического рыболовства города, и первый рыболов, который пришел в Севастополь. Евгений Алексеевич хорошо помнит свое прибытие сюда: "Швартоваться здесь было опасно. В послевоенные годы, когда со дна городских бухт поднимали снаряды, любая швартовка могла стоить кораблю и его экипажу жизни. Один раз в Керчи так и подорвались: корабль носом встал в берег. Но тогда, и в Севастополе, все обошлось. На берег мы не сошли - смотреть было не на что: в Камышовой бухте были только колхозные домики, голые скалы, камыш и деревянный причал в 4 метра. Район строился прямо на моих глазах". "Звездным" в прямом и переносном смыслах для Евгения Алисова стал 1963 год. Под его руководством экипаж БМРТ "Жуковский" сделал самый большой улов по Союзу. Работа была проделана не на страх, а на совесть. За нее была награждена большая часть личного состава судна, а его капитан был удостоен награды Героя Социалистического труда. Был ли какой-то секрет таких больших уловов, а может, капитан знал "рыбные места"? Евгений Алексеевич улыбается в ответ: "Секрет прост - работать надо. Рыбу ловили особым способом. Этот вид лова - пелагический, - когда рыба ловится в толще воды, тогда только осваивался.

Рыбачили в Атлантике у берегов Африки и в Гвинейском заливе. Мы заправлялись топливом в Дакаре. Вышли на промысел, а рыба вся не у грунта, где она обычно ловится, а в толще воды. Решили попробовать ловить там. Со второго захода вытащили полный трал. Чистейшая отборная рыба. Когда давал сводку на берег, сколько рыбы выловил, оттуда запрашивали, не ошибся ли я сводке: у меня получалось по 150 тонн в сутки". Вторую звезду Героя Труда за систематический вылов рыбы в таких количествах Евгений Алексеевич не получил только из-за своей скромности.

"Работа была интересная, живая, а главное, любимая, - продолжает Евгений Алексеевич. - Когда рыбы бывало много, мы всем командирским составом собирались в рулевой рубке. Сидя прямо на полу, мы улыбались, разговаривали, поглядывали на фишлупу - идет ли рыба. В то время как трал выбирал улов. Но когда рыбы не было - иногда по два-три дня, - в рулевую рубку никто не заходил. А кто, набравшись смелости, заглядывал, сразу закрывал дверь при виде моего лица. Я переживал за команду: сотня человек - надо зарабатывать деньги, а не воду цедить в океане". За все 20 лет работы на БМРТ "Жуковский" Евгений Алисов только один раз не выполнили план - только в один квартал команда не получила премии.

Экипаж "Жуковского" был сплоченный, хорошо работал. Евгений Алексеевич считает, что результат труда зависит от капитана. Насколько он сумеет сплотить команду, как поставит дисциплину на корабле, так и будет работать экипаж. Сводки о невероятных уловах и геройская звездочка - подтверждение того, что капитан Алисов выполнял свою работу на совесть. Дисциплина на корабле была основана исключительно на уважении. И можно ли было не испытывать почтения и не полагаться во всем на капитана, который каждого из 98 членов экипажа знал по имени? Отношения с командой сложились настолько доверительные и дружеские, что к Евгению Алексеевичу часто приходили за советом и помощью. Капитан не только знал человеческую психологию, но и своей работой показывал пример: понятия двенадцатичасовой смены для Евгения Алексеевича не существовало, - когда выходили на промысел, времени на сон почти не оставалось.

С не меньшей ответственностью Евгений Алисов подходил к выполнению своих обязанностей на посту заместителя, потом генерального директора Севастопольского управления "Югрыбхолодфлот", который он занял в 1967 году. Здесь в полной мере и проявилась его высокая работоспособность, замечательные организаторские способности. Те два десятка лет, что Евгений Алексеевич занимал эту должность, предприятие было одним из лидирующих в рыболовной отрасли.

Вся жизнь Евгения Алексеевича Алисова была связана с морем. После выхода на пенсию он не перестает встречаться со своими товарищами и коллегами. Любит вспоминать годы работы, рассказывает интересные истории о морских походах, тяжелом рыбацком труде. Внук Евгения Алексеевича, который вырос на таких рассказах, пошел по стопам деда, тоже став моряком. И вряд ли могло быть иначе: общаясь с таким человеком, как Евгений Алисов, хочется хоть немного быть похожим на него, во всем брать пример с такого сильного, трудолюбивого и преданного своей работе человека.

Катерина МАНАКОВА

Hosted by uCoz