Процесс становления Украины, как самостоятельного государства, сопровождается структурной перестройкой экономических связей. Изменяются характер и направление морских грузопотоков. Увеличиваются экспортно-импортные операции с новыми партнерами, в основном — с развитыми странами Европы, Азии и Америки. Увеличение экспортно-импортных грузопотоков с помощью железнодорожного или автомобильного транспорта ограничено рядом объективных причин. Поэтому развитие транспортных коридоров тесно связано с возможностями морских портов Украины.

На Украине существует пока единственный глубоководный порт Южный, способный обрабатывать суда большого дедвейта. Это обстоятельство вызывает необходимость строительства новых и модернизации существующих портов.

Таким образом, Украина, как морская держава, и Севастополь, как перспективный портовый город, значительная часть бюджета которого должна наполняться налогами от портовых операций, весьма заинтересованы в модернизации существующих портовых мощностей.

Строительство ЗАО «СК «Авлита» универсального перегрузочного комплекса (УПК) мощностью до 5 миллионов тонн перевалки в год, использующего современное Европейское оборудование на базе новейших технологий, сохраняющих экологическую чистоту региона, дающего городу сотни рабочих мест и значительное пополнение городского бюджета, является выгодным для Севастополя.

Основные цели строительства:

— обеспечение возможности приема сыпучих грузов с железной дороги и с моря;

— кратковременное хранение грузов на защищенном складе;

— отгрузка на морские суда и в железнодорожные вагоны.

Кроме этого, целесообразность размещения и строительства перегрузочного комплекса на причале № 20 обуславливается:

— наличием свободной, не задействованной в производственном процессе территории, недалеко от причальных сооружений;

— использованием существующего глубоководного причала (единственного в Севастополе), что значительно удешевит строительство, поскольку причал является одним из наиболее дорогостоящих сооружений;

— возможностью подключения терминала к существующим инженерным сетям действующего предприятия и, таким образом, сокращения сроков строительства и пуска в эксплуатацию.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства универсального перегрузочного комплекса разработано специализированными лицензированными организациями «Мортехинвест» и экологический центр «Озон». Одним из основных разделов ТЭО является ОВОС (Оценка воздействия на окружающую природную среду).

Целью разработки ОВОС является определение характера и степени опасности основных видов влияния на окружающую среду проектируемого перегрузочного комплекса. При этом в результате выполнения ОВОС, проанализированы принятые технические решения и рекомендованы к реализации такие, при которых объект:

не представляет угрозы для здоровья человека при различных видах воздействия;

не связан с производством экологически опасной продукции;

предельно снижает потенциальную опасность возникновения аварийных ситуаций, приводящих к загрязнению природной среды;

не приведет к необратимым или кризисным изменениям в природной среде.

Опыт эксплуатации таких комплексов имеется во многих зарубежных портах.

Например, терминал порта Циньхуандао (КНР), после полной реконструкции, ежегодно перерабатывает 60 миллионов тонн грузов по подобной технологии без влияния на окружающую среду.

В порту Ньюкасл (штат Новый Южный Уэльс, Австралия) имеется три подобных терминала, самый крупный из них Kooragang Island. Комплекс может перегружать до 40 различных видов грузов, обеспечивая максимальную производительность 10500 т/ч при годовом грузообороте 50 миллионов тонн.

Терминал в порту Пуэрто-Боливар (Колумбия) обеспечивает переработку 15 миллионов тонн грузов в год. Главный его причал предназначен для обработки судов дедвейтом 150 тыс. т с производительностью 11000 т/ч.

Крупнейший на североамериканском западном побережье терминал подобного рода Вестшор (Канада) имеет пропускную способность 26 млн. т. И перерабатывает более 30 видов балкерных и сыпучих грузов.

Вторым центром канадского экспорта навалочных грузов является Принс-Руперт. Он может служить действующим аналогом предполагаемому к созданию комплексу ЗАО «СК Авлиты», т.к. включает зерновой терминал и терминал сыпучих грузов Ридли. Универсальный перегрузочный комплекс Ридли, соседствующий с зерновым терминалом имеет пропускную способность 12 млн.т (с перспективой увеличения до 24 млн. т). Емкость складских площадей — 1,2 млн. т; производительность разгрузки железнодорожных вагонов — 6000 т/ч, погрузка судов дедвейтом до 250 тыс. т выполняется с производительностью до 9000 т/ч.

Анализ альтернативных вариантов перегрузки балкерных и сыпучих грузов, а также мировой опыт работы существующих комплексов был использован при выборе технических и технологических решений для проектируемого универсального перегрузочного комплекса ЗАО «СК «Авлита».

Краткая характеристика проектируемого объекта

Площадка для проектируемого УПК, расположена на территории Северного дока, на ровной поверхности коренного плато площадью 11,9 га.

УПК предназначен для приема, хранения и отгрузки экспортно-импортных сыпучих грузов. Экспортные грузы поступают на УПК ж/д транспортом и отгружаются на морские суда. Импортные грузы поступают на УПК морским транспортом с последующей отгрузкой на ж/д транспорт.

Расчетный грузооборот принят в размере 5,0 млн.т грузов в год, в том числе: импорт — 3,5 млн.т, экспорт — 1,5 млн.т.

В состав универсального перегрузочного комплекса входят:

— реконструированный причал № 20 длиной 330 м, глубиной 17,0 м, оборудованный инженерными сетями электроснабжения, водоснабжения и связи. Для приема импортных грузов на причале установлены три портальных крана грузоподъемностью более 100 т каждый, подающих груз на стационарный ленточный реверсивный конвейер через два передвижных бункера. Для отгрузки экспортных грузов на причале устанавливается судо-погрузочная машина с технической производительностью 3000 т/час, груз на которую поступает со стационарного ленточного реверсивного конвейера;

— участок разгрузки железнодорожных вагонов с экспортными грузами, включающий боковой вагоноопрокидыватель с бункерами, питателями, оборудованием для восстановления сыпучести;

— устройство для восстановления сыпучести смерзшегося груза (размораживающее устройство);

— участок погрузки железнодорожных вагонов импортных грузов, включающий бункера, систему ленточных конвейеров, весовые дозаторы;

— две открытые складские площадки: одна площадка длиной 610 м и вторая площадка длиной 300 м, шириной 37 м каждая;

— два стакера с технической производительностью 1500/3000 т/ч каждый;

— два реклаймера с технической производительностью 3000 т/ч каждый;

— трубчатый передаточный конвейер и система ленточных конвейеров с технической производительностью 3000 т/ч;

— здания приводных и пересыпных станций;

— системы орошения грузов на складе и специальная защита склада от ветровой эрозии;

— система промышленного телевидения, громкоговорящей и телефонной связи;

— система аспирации, вентиляции;

— объекты подсобно-производственного назначения (мастерские с гаражом, блок ЦПУ с лабораторией и административными помещениями, административно-бытовой корпус и др.).

Технология работы универсального перегрузочного комплекса состоит в следующем: ж/д вагоны по 10 шт. подаются к вагоноопрокидывателю с помощью тепловоза, ближайшие к вагоноопрокидывателю полувагоны расцепляются и позиционером по одному полувагону подаются на вагоноопрокидыватель. Сбор и уборка порожних полувагонов после вагоноопрокидывателя осуществляется тепловозом.

Выгруженный из вагонов груз ленточными конвейерами транспортной системы подается на склады в соответствии с технологическими маршрутами.

Для разгрузки в зимнее время смерзшегося в полувагонах груза предусматривается размораживающее устройство — однопутный тепляк, обеспечивающий пленочное оттаивание груза, с последующим дроблением его дробильно-фрезерными машинами на решетках бункеров вагоноопрокидывателя. Длина тепляка обеспечивает установку 10 полувагонов.

Формирование штабелей на складе производится двумя стакерами (по одному стакеру на одну линию склада) с технической производительностью 1500 т/ч каждый.

Отгрузка грузов со складов производится двумя реклаймерами с технической производительностью 3000 т/ч каждый. Реклаймеры загружают груз на складские ленточные конвейеры, которые подают его на пересыпные станции и далее через систему ленточных конвейеров и трубчатого магистрального конвейера — на причал. Погрузка судов на причале производится судопогрузочной машиной с технической производительностью 3000 т/ч.

Для защиты окружающей среды от пыления при подаче груза на суда, судопогрузочная машина оснащена пылеподавляющей насадкой.

Выгрузка груза из трюмов судна производится двумя грейферными портальными кранами с технической производительностью 1500 т/ч каждый, которые подают груз в передвижные бункера.

Из бункеров груз поступает на причальный ленточный реверсивный конвейер и далее через передаточный трубчатый конвейер и систему ленточных конвейеров подается на склад.

Формирование штабелей на складе производится двумя стакерами (по одному стакеру на одну линию склада) с технической производительностью 3000 т/ч каждый.

Отгрузка груза со складов производится реклаймерами с технической производительностью 3000 т/ч каждый. Со склада груз через систему ленточных конвейеров подается на станцию погрузки вагонов.

Станция погрузки вагонов оснащена приемными накопительными бункерами, под которыми установлены весовые дозаторы, загружающие равномерно полувагоны до нужной грузоподъемности.

Комплекс закладываемых технических природоохранных мероприятий по исключению пыления при перегрузке и хранении грузов (орошение штабелей, устройство по периметру складской площадки защитного экрана из ветро- и пылегасящей сетки и др.) соответствует передовому мировому опыту, сводит к минимуму риск возможного отрицательного воздействия на территорию.

В целом взаимное расположение основных элементов комплекса и соседних промышленных объектов, селитебной зоны при последующей эксплуатации позитивно скажется на организации техногенной среды, совершенствуя и упорядочивая использование, как внутренней акватории бухты, так и освоенной промышленной береговой территории.

В ТЭО предусмотрено установить по периметру склада ветро-пылезащитное ограждение высотой 20 м, т.е. выше складских штабелей. Исключение выбросов пыли от открытых штабелей достигается также использованием на УПК системы орошения груза. В зарубежных и отечественных портах имеется большой опыт использования как стационарных, так и передвижных средств орошения с ручным, дистанционным и автоматическим управлением.

На проектируемом УПК предусматривается орошение, которое производится с помощью разбрызгивателей, расположенных вдоль складских площадок. Орошение производится включением групп разбрызгивателей, каждая из которых состоит из 6 штук.

В зданиях пересыпных станций, вагоноопрокидывателя, станции погрузки вагонов запроектирована аспирация, вентиляция и пылеуборка. В состав аспирационных систем входят аспирационные воронки укрытия, пылевые вентиляторы, пылеуловители и воздуховоды. Аспирационные системы предусмотрены индивидуально для каждого места пересыпки груза и устанавливаются рядом с обслуживаемым зданием.

Пылеулавливающее устройство двухступенчатое: первая ступень — циклон; вторая ступень — рукавный фильтр. Такая конструкция обеспечивает эффективность очистки 99.9%.

Для снижения пыления при погрузке угля на судно предполагается на спускной трубе судопогрузочной машины использовать специальное устройство, снижающее скорость падения груза и предотвращающее пылеобразование. Такие устройства успешно используются во многих портах мира на различной производительности погрузки. Для исключения выбросов загрязняющих веществ от судовых силовых установок, на комплексе предусмотрены технические возможности, обеспечивающие подачу электроэнергии на суда от береговой сети.

Строительство перегрузочного комплекса будет производиться на основе современного оборудования. В технических условиях на поставку оборудования предусмотрено наличие стационарной системы контроля концентрации пыли в атмосфере. Система с помощью датчиков, расположенных на оборудовании и на территории промплощадки комплекса, в случае превышения значения ПДК пыли, автоматически подает сигнал тревоги и прекращает технологическую операцию.

Проект предусматривает создание зеленой зоны.

Мероприятия по охране морской экосистемы при дноуглублении предусматривают:

— исключение разработки и дампинга грунтов без предварительного комплексного изучения состава и свойств подлежащих углублению донных грунтов;

— исключение производства дноуглубительных работ в запретные периоды по рыбохозяйственному состоянию водоема;

— оптимальный выбор технических средств для проведения дноуглубительных работ;

— последовательность захоронения грунтов дноуглубления в подводный отвал — от более загрязненных — к наиболее чистым.

В качестве расчетных типов судов приняты существующие и перспективные суда грузоподъемностью от 40 до 140 тыс. т.

ТЭО предусматривает удлинение существующего причала с выдвижением кордона. Глубина у причала будет составлять 17,0 метров. Для создания проектных глубин на водных подходах и операционной акватории УПК требуется выполнить дноуглубительные работы на проектную глубину общим объемом 300000 м3.

Для намечаемого строительства площадка признана пригодной по физико-механическим свойствам грунтов, гидрогеологическим, тектоническим условиям и сейсмичности.

В результате строительства будет создан перегрузочный комплекс закрытого типа, основанный на использовании современного технологического оборудования, которое обеспечит возможность герметизировать все места пыления.

В соответствии с контрактом технологическое оборудование поставляется инофирмами и отвечает техническим требованиям на поставку, в т.ч. санитарно-гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха населенных мест. Анализ результатов расчета рассеивания показывает, что возможность превышения ПДК, как и возможность вредного воздействия на состояние здоровья персонала и населения исключены.

Для оценки шумового воздействия на окружающую среду процесса функционирования УПК и для проверки обеспечения требований санитарно-гигиенических норм по шумовому фактору на территории комплекса, прилегающих производственных участках и в ближайшей селитебной зоне были выполнены комплексные акустические исследования. Анализ результатов натурных исследований и акустических расчетов показал, что санитарно-защитная зона проектируемого перегрузочного комплекса, рассчитанная для нормативного уровня 45 дБ (соответствующая допустимому значению уровней шума на селитебной территории в ночное время суток) находится в пределах границ промплощадки.

Строительство перегрузочного комплекса не окажет негативного акустического влияния на окружающую природную среду и на здоровье людей, как проживающих в ближайшей жилой застройке, так и работающих на перегрузочном комплексе.

Анализ технологических решений с точки зрения возможного влияния проектируемого объекта на отдельные элементы микроклимата (длительность туманных периодов, интенсивность падающей солнечной радиации, температуру, скорость ветра, влажность, атмосферные инверсии и др.) показывает, что такого воздействия не ожидается.

Для исключения воздействия на подземные воды при эксплуатации перегрузочного комплекса, производственная территория будет иметь твердое покрытие, препятствующее проникновению (просачиванию, фильтрации) дождевых стоков с поверхности в нижележащие горизонты.

На перегрузочном комплексе предусмотрен эффективный отвод загрязненных поверхностных сточных вод с территории промплощадки и их очистка. Надёжность систем хозяйственно-бытовой и дождевой канализации обеспечивается установкой в КНС насосов электроснабжением первой категории надёжности, а также прокладкой напорных трубопроводов в две нитки, пропускная способность каждой рассчитана на 100 %-ый расход.

Формирование кадров для объектов перегрузочного комплекса предполагается осуществить следующим способом:

ИТР — за счет существующих работников ЗАО «СК «АВЛИТА» и из высших учебных заведений;

— докеров механизаторов, работников железнодорожной группы, машинистов перегрузочных машин, вагоноопрокидывателя и конвейерных установок, а также рабочих по ремонту и обслуживанию оборудования — за счет существующих работников ЗАО «СК «АВЛИТА», из учебно-курсовых комбинатов, профессионально-технических училищ и путем организации собственного учебного комбината;

— группа по обслуживанию микропроцессорной техники — за счет существующих работников ЗАО «СК «АВЛИТА» и из средних или высших учебных заведений.

Для оздоровления и организации отдыха, работающим в ЗАО «СК «Авлита» предоставляются путевки в дома отдыха и санатории Крыма и Украины.

Транспортное обеспечение работающих осуществляется транспортом ЗАО «СК «АВЛИТА» и организацией новых маршрутов городского общественного транспорта.

Прирост численности работающих — 296 человек.

Идея строительства универсального перегрузочного комплекса была представлена в форме «Заявления о намерениях» и одобрена городскими властями.

Работа комплекса будет органично включена в общий производственный процесс, осуществляемый ЗАО «СК «АВЛИТА».

Владимир Арабаджи,
коммерческий директор
ЗАО «СК «Авлита»

Hosted by uCoz