8 апреля в Севастополе произошло крайне важное событие - реализован первый крупный инвестиционный проект на основе привлечения зарубежного капитала.

На Северной стороне, на берегу бухты открылся зерновой терминал "Порт "Авлита". И пионером этого значительного для Севастополя и всей экономики Украины процесса выступил заграничный бизнесмен Рафик Дау - выходец из Бейрута, осуществивший инвестиционную инъекцию в предприятие ЗАО "Стивидорная компания "Авлита".

Произошло то, на чем строилась логика перестроечных процессов и ход развития освободившихся от единоначалия бывших республик СССР. Украины и ее 57-го региона, в частности. И эта логика, отметим, неоднозначно трактовалась представителями различных слоев нашего общества. С одной стороны, сбылась мечта некоторых отечественных экономистов - заработают крупные деньги, говорили они, и на нас посыплются блага. С другой стороны, совершилось то, чего опасались и о чем предостерегали (и продолжают предостерегать) противники подобных процессов - мы превратимся в некий прообраз Сингапура, попадем в рабство иностранного капитала, потеряем свободу для маневров собственных экономических идей и т.п.. Но деньги западных банкиров (по некоторым сведениям, более 30 млн. долл.) уже "вбиты" в севастопольский берег, и нам остается теперь ждать, во что выльется свершившееся.

Для того, чтобы придать открытию зернового терминала достойный вид и одновременно привлечь зарубежных бизнесменов к сотрудничеству, 7 и 8 апреля в Севастополе прошел Международный бизнес-форум. Размах этого неординарного для нашего города мероприятия был колоссальным. На бетонную полосу международного аэропорта "Бельбек" садились "Боинги" из Женевы, Каира и Бейрута. К причалам морского вокзала пришвартовался комфортабельный лайнер "Ocean Majesty". Шикарные автобусы возили по севастопольским музеям смуглых банкиров, куривших баснословно дорогие сигары. В конечном итоге в бизнес-форуме приняли участие более трехсот руководителей банков и крупных предприятий, специалистов по инвестированию и экономическому развитию. В их числе - 150 бизнесменов из Европы и Ближнего Востока.

Судя по оценкам некоторых аналитиков, зерновой терминал "Авлита" является самым крупным по объему капиталовложений и производственным мощностям объектом, построенным в Севастополе за последние годы. Потенциал терминала позволяет одновременно хранить 100 тыс. тонн зернового сырья, и включает в себя 10 бункеров, элеваторы, конвейерные линии разгрузки вагонов и линии подачи зерна на борт морского транспорта производительностью 600 тонн в час. Терминал строился в рамках одного из дочерних предприятий Севастопольского морского завода ЗАО "Стивидорная компания "Авлита", но, согласно распространенным пресс-релизам, собственником этого предприятия является тот же Рафик Дау - "первопроходец инвестирования", как его восторженно называли на бизнес-форуме представители делового мира.

Открывая бизнес-форум, заместитель председателя СГГА Владимир Арабаджи отчетливо обозначил приоритеты нынешней политики руководства Севастополя и понимание им происходящего: "Появившийся зерновой терминал создает новые портовые мощности, рабочие места, пополняет городской бюджет, открывает севастопольские ворота в мировой зерновой рынок. Городская власть отлично понимает значимость этого события, относится к инвесторам, как к партнерам, и создает максимально комфортные условия для их деятельности. Формирование благоприятного инвестиционного климата мы считаем важнейшей стратегической задачей".

На форуме западные бизнесмены с удовлетворением отмечали произошедшие за последние годы в Украине изменения. Называя эти изменения "положительными", в отношении нашей страны использовали словосочетание "предсказуемая система", которая двигается в "правильном направлении". Хвалили введение в свободных экономических зонах "налоговых каникул". Восторженно приводили следующие данные: если за предыдущие 8 лет в Украину было инвестировано 7 млрд. долл., то только за нынешний год - 2! Утверждалось также, что некоторые финансисты, которые ранее обосновались в Польше, переносят теперь акцент своей деятельности на Украину. Хвалили сельскохозяйственные возможности нашей страны, ее возросшие урожаи, сносные цены на сельхозпродукты, и, наконец, кто-то произнес, возможно, самое коронное: "Пищевая промышленность для Украины - это тоже самое, что нефтяная для России!". Касательно открывающегося зернового терминала, денежные гости уважительно отзывались о своем коллеге Рафике Дау и называли его детище "примером разумных инвестиций и блестящих результатов".

Обратимся теперь к председателю правления ЗАО "Стивидорная компания "Авлита" Вячеславу Дзюбе. Как он видит развитие своего предприятия? Чем оно может быть полезным городу? Вот, что рассказал Вячеслав Алексеевич севастопольским журналистами: "Годовая мощность нашего терминала - до 2 миллионов тонн, причем зерно можем принимать, как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. Что это даст для города? Более 200 достаточно высокооплачиваемых рабочих мест. В течение первого квартала текущего года средняя зарплата наших работников составляла 1025 гривен. Безусловно, ожидаются солидные отчисление в городской бюджет. К сведению: по итогам трех последних лет наше предприятие признавалось лучшим налогоплательщиком Севастополя, а в 2002 году "Авлита" выиграла всеукраинский конкурс "Лучший работодатель", войдя в число шестнадцати лучших предприятий Украины. И это заслуга тех людей, которые работают на нашем предприятии!"

Также Вячеслав Дзюба сказал, что зарубежным гостям очень нравится внешний вид зернового терминала - банкиры отмечают его архитектуру, которая гармонично вписалась в акваторию бухты и в ландшафт города.

Откуда же появилось слово "Авлита", спросили журналисты севастопольского руководителя терминала? Оказывается, так назывался порт, охранявший в древние века крепость Каламиту. Вячеслав Алексеевич с удовольствием сообщил пишущей братии, что идея использования такой исторической параллели принадлежит ему, и он этим очень гордится.

Инвестиционный проект "Порт "Авлита", по мнению Дзюбы, может окупиться в течение 2,5-3 года. Это в случае удачных урожаев. Но специалисты "Авлиты" работают уже и над линией "импорт" их предприятия.

"Что, Вячеслав Алексеевич, скажете о конкурентах севастопольского терминала?",

"Да, это не единственное подобного рода сооружение в Украине, зерновые терминалы существуют в Одессе и Ильичевске. И пускай их мощность выше, но используемая на "Авлите" технология и степень автоматизации выше. Выше наши возможности и в погрузке зерна: если одесситы грузят с производительностью 800-900 тонн в час, то мы можем грузить 1200 тонн в час. У нас глубоководная и, самое главное, незамерзающая бухта. А это - снижение портовых сборов для кораблей, которые будут подходить к терминалу. Плюс Приднепровская железная дорога, которая еще не исчерпала свой потенциал, и которая может добавить 35-40 процентов мощности нашего терминала. К нам, мы считаем, достаточно близко расположены основные хлеборобные районы - Запорожская, Харьковская и Днепропетровская области. Но самое главное - мы рассчитываем на квалификацию работников нашего предприятия, на их умение и желание работать!"

...Кульминацией бизнес-форума, безусловно, стало открытие зернового терминала. В церемонии разрезания символической ленточки ожидалось участие Президента Украины Леонида Кучмы, но в последнюю минуту стало известно, что глава государства не сможет прибыть в Севастополь. На церемонии открытия своего детища Рафик Дау скромно отметил: "Многие сотни лет назад финикийцы ввозили в Крым продукты своего сельскохозяйственного труда. Я ничего не изобрел - я просто продолжаю путь своих предков".

...Что еще запомнилось из выступлений западных бизнесменов. Один из бизнесменов сказал: "Украина, следует признать, это страна, где еще имеется некоторый риск для вложения инвестиций. Но тот, кто идет первым, получит большие дивиденды. Не опаздывайте, вскакивая в украинский инвестиционный поезд".

Рафик Дау не опоздал.

Борис БАРТАШОВ

Hosted by uCoz