Конец минувшего и начало нынешнего года ознаменовалось тем, что наиболее влиятельный бизнесмен Севастополя ливанец Рафик Дау продал принадлежащие ему акции «Авлиты» и «Севастопольского морского завода», свернув тем самым свою деятельность в нашем городе и Крыму. Помимо вклада в городскую экономику Рафик Дау за два с половиной года работы пожертвовал на решение социально-экономических проблем Севастополя более тридцати шести миллионов гривен, то есть, гражданин другого государства помог городу-герою больше, чем кто-либо из местных бизнесменов. А теперь — подробности.

ЗАО «Стивидорная компания «Авлита»
и ОАО «Морской индустриальный комплекс»

ЗАО «Стивидорная компания «Авлита»
представляет собой перегрузочный комплекс,
расположенный на территории Севастополя.
Зерновой терминал «Порт Авлита» был открыт
в апреле 2004 года. Терминал представляет собой
складской комплекс из десяти бункеров-элеваторов,
конвейерных линий загрузки вагонов и подачи зерна
на борт морского транспорта производительностью 1200 т/час.
Производительность станции разгрузки железнодорожных вагонов
1200 т/час (4 точки разгрузки).
Производительность станции разгрузки автомобильного транспорта
(2 точки разгрузки) — 300 т/час.
Сооружение оснащено современными системами связи,
сигнализации и т.п.
Это первый зерновой терминал в Севастополе
мощностью 2 млн. тонн в год
по перевалке и хранению 100 тыс. тонн зерна.
Порт способен принимать суда
водоизмещением 75 тыс. тонн, глубина у причалов — до 14 м.
Вторая специализация комплекса —
перевалка металлопродукции.
Грузооборот терминала «Авлита» в 2005 г.
составил 2.5 млн. тонн (+66% к предыдущему году).

Профиль ОАО «Морской индустриальный комплекс» —
коммерческий судоремонт.

Антимонопольный комитет Украины предоставил разрешение компании «METALUKR HOLDING LIMITED» (г. Никосия, Кипр), связанной с группой «Метинвест» Рината Ахметова, приобрести акции ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» (г. Севастополь) и ОАО «Морской индустриальный комплекс» (г. Севастополь). Обе компании принадлежали ранее ливанскому предпринимателю Рафику Дау, которого в последние два года называли наиболее влиятельным бизнесменом Севастополя.

Через приобретенный терминал компания Ахметова планирует импортировать коксующийся уголь из Америки и Австралии для своих предприятий. Кроме того, из Севастополя «Метинвест» будет экспортировать свою металлопродукцию.

Тем самым группа «Систем Кэпитал Менеджмент» получила возможность замкнуть транспортный цикл (импорт коксихимического сырья, экспорт металлопродукции).

Стоимость сделки сторонами не разглашается.

Согласно предварительным данным, в планы новых владельцев входит пересмотр профиля перевалки комплекса за счет перехода от зерногрузов (основной профиль «Авлиты») к иным навалочным грузам (угольные), а также расширение перевалки металлогрузов.

Таким образом, планы Рафика Дау реализует Ахметов. Ранее ливанский бизнесмен планировал получить разрешение на строительство «Авлитой» терминала по перевалке угля на побережье севастопольской бухты. Однако горсовет выступил против строительства угольного терминала, аргументируя это негативным влиянием на экологию.

Ввод в строй терминала по перевалке угля приведет к выбросу в атмосферу, в воду и землю до 1000 тонн угольной пыли в год.

То, что нельзя делать ливанскому бизнесмену, можно делать украинскому олигарху, соратнику Януковича?

Комментируя приобретение группой «Метинвест» ЗАО «Стивидорная компания «Авлита», генеральный директор ООО «Метинвест Холдинг» Игорь Сырый, в частности, отметил: «Наличие собственных глубоководных портовых мощностей позволит группе «Метинвест» импортировать коксующийся уголь высокого качества, тем самым минимизировать риски перебоев с коксующимся углем, которые ожидаются в следующем году. Поставка более качественных коксующихся углей из Америки и Австралии через собственный порт позволит нам также минимизировать издержки на транспортировку сырья в Украину и сделает импортируемый уголь конкурентоспособным на внутреннем рынке».

ООО «Метинвест Холдинг» — компания по управлению
предприятиями горно-металлургического комплекса
ЗАО «System Capital Management».
Предприятия холдинга производят
более 8 млн. тонн стали в год, 5,4 млн. тонн кокса
и 16 млн. тонн железорудного сырья.
80% в уставном фонде компании «Метинвест»
принадлежит ЗАО «СКМ», еще 20% — компании «MetInvest BV» (Голландия).

Среди жителей Инкермана уже начат сбор подписей под обращением к властям о недопущении перевалки коксующегося угля через Севастопольский морской порт.

Планируют ли организаторы акции провести сбор подписей не только в Инкермане, а и на Северной стороне, и непосредственно в городе, — тоже пока неясно. Но проблемы экологии при перевалке угля коснутся не только Инкермана. Угольная пыль угрожает всему городу.

В течение следующего года новый собственник «Авлиты», компания «Метинвест» проведет реконструкцию портовых мощностей, после чего ежегодный грузооборот терминала составит 6 млн. тонн - объяснил журналистам Игорь Сырый. Журналисты Интернет-изданий делают вывод: «Масштабы политических игр в Украине оказались слишком большими для Рафика Дау. Новый состав горсовета и новый мэр не захотели сотрудничать с ливанским бизнесменом. Горсовет в частности отказал «Авлите» в вопросе выделения земли под строительство грузовой железнодорожной станции в районе терминала.»

Теперь, когда «Авлита» принадлежит нашим «соратникам по борьбе за Януковича», нынешний состав горсовета не особо напрягается возможным негативным влиянием на экологию Севастополя.»

ЗАО ОАО «Севастопольский морской завод»

ОАО «Севастопольский морской завод»
— одно из крупнейших судоремонтно-судостроительных предприятий,
расположенных в Азово-Черноморском регионе.
Специализируется на судоремонтных работах,
а также обладает оборудованием
для строительства судов до 6 тыс. т DWT.
В 1995-2000 гг. на базе завода
были созданы 22 предприятия.
ОАО владеет более 50% акций
в 15 дочерних и ассоциированных компаниях,
в двух предприятиях его доля колеблется от 25% до 50% акций.
Также с участием ОАО «Севморзавод» было создано
украинско-российское СП «ССЗ «Лазаревское Адмиралтейство»,
специализирующееся на военном судоремонте.
В 2005 году Севастопольский морской завод
увеличил производство на 22% до 211,5 млн. грн.,
убыток предприятия возрос в 31 раз до 7524 тыс. грн.

Газета «Деловая столица» пишет: «Российский бизнесмен Константин Григоришин становится полноценным судостроительным магнатом... в середине января Антимонопольный комитет разрешил компании Константина Григоришина Malter Enterprises приобрести контрольный пакет акций Севастопольского морского завода у компании L.I.T.A.T. Holding ливанского бизнесмена Рафика Дау. Вошел в права единоличного собственника Севморзавода россиянин уже 30 января.

О продаже 61% акций Севастопольского морского завода г-да Дау и Григоришин договорились накануне 2007 г. Первый шаг по направлению к морю г-н Григоришин сделал летом прошлого года. Как сообщала «ДС», в июне на Украинской межбанковской валютной бирже Фонд государственного имущества продал 26% акций Севастопольского морского завода компании «Миллениум капитал» за 48,65 млн. грн.

Чуть позже выяснилось, что столичный посредник действовал в интересах россиянина, представители которого в августе вошли в наблюдательный совет Севморзавода. Приблизительно тогда же Рафик Дау завершил сделку по приобретению у инвестиционной группы SigmaBleyzer Михаила Блейзера.

То, что Константин Григоришин решил стать сначала младшим партнером ливанца, а затем и полностью выкупить его долю в бизнесе, можно объяснить тенденциями роста в мировом судостроении в последние годы, что привлекает пристальное внимание к профильным украинским предприятиям представителей большого бизнеса, ранее ни в чем подобном не замеченных.

Севморзавод от других подобных предприятий отличается тем, что его основной специализацией является судоремонт, однако это не мешает ему выполнять для скандинавских заказчиков и строительство корпусов рыболовецких судов — сейнеров и траулеров. Однако, по мнению экспертов, подобные работы не позволят полностью загрузить завод, и если г-н Григоришин действительно хочет получать большие дивиденды от своего нового бизнеса, ему нужно постараться добиться заключения контрактов на ремонт судов ВМФ России, в частности, российского Черноморского Флота, базирующегося в Севастополе.

По словам вице-президента Ассоциации судостроителей Украины Виктора Лисицкого, на перспективах Севморзавода может положительно сказаться его выгодное географическое расположение: он находится на пересечении важнейших морских путей. В то же время он добавил, что судостроение является очень специфическим бизнесом и вряд ли г-на Григоришина ожидают в нем большие успехи, поскольку опыта работы в отрасли у него нет. Впрочем, даже если судостроение не принесет российскому бизнесмену дивидендов в краткосрочной перспективе, вряд ли он останется в проигрыше, поскольку желающих войти в судостроительный бизнес сейчас хоть отбавляй.»

Hosted by uCoz