Морской рыбный порт взятые на себя обязательства выполнил. Как мы уже сообщали в анонсе прошлого номера, грузооборот предприятия за прошлый год составил более 3,2 миллионов тонн. За достигнутые успехи, по итогам года коллектив Севморрыбпорта был награжден дипломом Министерства аграрной политики Украины как лучший промысловый комплекс страны, а его начальник Анатолий Филиппович Баранов - именным дипломом "Ведущий предприниматель агропромышленного комплекса Украины" с вручением нагрудного знака.

О результатах труда 1500-тысячного коллектива и о стоящих перед ним проблемах рассказывает председатель профсоюзного комитета ГП "Севастопольский морской рыбный порт" Татьяна Алексеевна Крюкова.

- Мы преодолели трехмиллионный рубеж. Общий грузооборот за 2004 год составил 3 миллиона 248 тысяч тонн. Это заслуга слаженной работы всего коллектива. Проводились работы по углублению акватории и насыпке новых причалов. Удалось увеличить протяженность железнодорожных путей. На сегодня их протяженность составляет 4626 метров. Продлили и подкрановые пути (их длина 1708 метров), что позволило более оперативно разгружать вагоны, а грузы складировать на специально оборудованных площадках.

Уходящий год ознаменовался юбилеем нашего предприятия - первого мая порт отметил 40-летие. Мы сделали все, чтобы к этой дате придти с хорошими результатами. Отрадно было отметить, что по итогам 2003 года порт определен как лучший работодатель года, в том числе и по созданию рабочих мест для инвалидов.

Чтобы обеспечить непрерывный рабочий цикл, приобрели новые дизельные погрузчики, заканчиваем монтаж нового портального крана. Делаем все, чтобы поддерживать и повысить профессиональный уровень наших рабочих. Для этого имеем свой специальный учебный комбинат, где рабочие приобретают необходимые навыки и проходят аттестацию.

Стараемся обеспечивать людей всеми необходимыми средствами защиты, спецодеждой, обедами, медикаментами. Хочется отметить хорошую работу наших докеров, участка внутрипортовой механизации, который обеспечивает бесперебойную работу техники, механической мастерской - они всегда готовы придти на помощь: отремонтировать, поправить, наладить.

Кадровых сокращений у нас не было. Наоборот, мы увеличили штат. На сегодня на предприятии трудятся 1450 человек.

Правда, ложкой дегтя за истекший год стала история с передачей холодильника и блока складов закрытого хранения только что образованному предприятию. Предварительно данный вопрос не с нами не обсуждался - просто поставили перед фактом. На передачу департамент рыбного хозяйства отвел нам два дня. 16-го августа был получен приказ, а 18-го августа указанное имущество надлежало передать на баланс ГП "Югрыбхолод", что нами было и выполнено. Мы собрали коллектив, зачитали приказ департамента, люди были в шоке.

Фактически, нас ограбили. Холодильное оборудование в течение определенного времени было законсервировано - не хватало средств на его ремонт. Когда финансовые возможности позволили, мы отремонтировали две морозильные камеры, оснастили их компьютерами, в самых ближайших планах был постепенный ввод в эксплуатацию данного участка. Этого, как видите, сделать не удалось, вернее - не позволили. На реконструкцию холодильного оборудования емкостью пять тысяч тонн порт из собственных средств затратил 4,2 миллиона гривен. К тому же, мы потеряли 37 человек, которые здесь работали, профсоюзную ячейку в том числе.

Руководитель "Югрыбхолода" Александр Геращенко заверил всех, что люди при переводе не пострадают. Однако, как мне известно, ситуация на данном предприятии далеко не простая, к тому же, оно меньше чем через месяц сменило форму собственности: с государственного превратилось в закрытое акционерное общество.

Если говорить о хорошем, то к сказанному Татьяной Алексеевной можно добавить, что порт - единственное государственное предприятие в городе, которое обеспечивает своих рабочих жильем, лечит их, оздоравливает. Только в 2004 году на путевки в санатории, дома отдыха, пансионаты бухгалтерией порта было перечислено 400 тысяч гривен. Еще 100 тысяч руководство Севморрыбпорта выделило на путевки для детей.

Но если вернуться к теме передачи холодильника, то определенно можно утверждать, что Министерство аграрной политики, которому подчинено предприятие и департамент рыбного хозяйства Украины ведут по отношению рыбному порту Севастополя весьма агрессивную политику, не имеющую ничего общего с государственными интересами ни отрасли, ни города, ни страны. Ведь было изъято оборудование, ремонт которого велся за счет средств предприятия.

Остаточная балансовая стоимость холодильника вместе с первой очередью блока складов закрытого хранения оценивается в 5,6 миллиона гривен.

Теперь, давайте, посчитаем, во что обошелся коллективу разбойничий приказ департамента. А ведь эти деньги не получены портовиками из госбюджета, а заработаны своим трудом. Какая вера после этого может быть в институт государственных структур, если вышестоящее начальство одной рукой награждает дипломом, а другую запускает в карман того же рабочего?

Мы не откроем ничего нового, если станем утверждать, что госсобствнность давно стала предметом добычи финансовых кланов и госструктур высшего эшелона власти. Они даже не считают уже необходимым придавать подобным сделкам мало-мальски пристойный вид. Поскольку портовую собственность по приказу департамента можно было передать только госпредприятию - таковое было организовано. Как только в ГП "Югрыбхолод" получили желаемое, не выждав даже приличествующего ситуации времени, тут же из ГП трансформировались в ЗАО. С тем собственно и передавали. По той же схеме департамент рыбного хозяйства попытался забрать холодильное оборудование у Ильичевского порта. Поскольку у ильичевцев вера в государственный статус иссякла гораздо раньше, чем у их севастопольских коллег, и еще в начале 90-х они преобразовались в ЗАО (поэтому общаться с ними по вопросам собственности можно только по обоюдному согласию и, разумеется, на коммерческой основе), то на предложение департамента они ответили весьма однозначно - не дадим. Наших же можно винить, разве что, в излишнем патриотизме.

К сожалению, есть и другие предложения, реализация которых грозит уже не только портовому предприятию, но и всей Камышовой бухте. В частности, второго ноября истекшего года руководство Донецкого металлургического завода обратилось в Министерство аграрной политики Украины со следующим письмом:

"Министру аграрной политики Украины В.А. Слауте.

Уважаемый Виктор Андреевич!

ЗАО "Донецксталь" - металлургический завод" является одним из ведущих промышленных предприятий Украины и осуществляет свою деятельность в сферах производства и реализации угля, кокса, чугуна, металлопроката, сельскохозяйственной продукции. Нашим предприятием осуществляются инвестиционные проекты, направленные на увеличение объема, качества и номенклатуры продукции, создание новых рабочих мест, охрану труда и защиту окружающей среды, оказание существенной благотворительной помощи социально незащищенным слоям населения, развитие экономического потенциала государства.

В результате осуществления инвестиционных программ, в промышленное производство уже сегодня существенно увеличен объем выпускаемой продукции, значительная часть которой экспортируется нашим предприятием.

Для обеспечения стабильной реализации и расширения присутствия на внешнем рынке продукции украинского производства необходимо иметь надежную, стабильную, высокопроизводительную транспортную систему, которая играет существенную роль в производстве товара и доставке его к потребителю. Поэтому, мы предлагаем реализовать инвестиционный проект в ГП "Севастопольский морской рыбный порт", который предусматривает совместное сотрудничество между ЗАО "Донецксталь" - металлургический завод" и ГП "Севастопольский морской рыбный порт" направленный на:

- создание хозяйственного общества в форме ЗАО;

- проведение дноуглубительных работ для обеспечения погрузки судов типа ПАНАМАКС у новых причалов;

- завершение строительства, укомплектования современным высокопроизводительным оборудованием и ввод в эксплуатацию причала третьей очереди на восточном берегу Камышовой бухты;

- строительство и эксплуатацию высокопроизводительного, экологически безопасного, высокотехнологического терминала, предназначенного для выгрузки, хранения, подготовки и погрузки на суда навалочных грузов на территории четвертой очереди восточного берега Камышовой бухты.

Наша компания гарантирует загрузку новых терминалов грузами собственного производства в объеме 6,0 млн. тонн в год, в том числе:
кокс - 3,3 млн. тонн в год;
чугун - 1.8 млн. тонн в год;
металлопрокат - 0,9 млн. тонн в год.

Осуществление данного инвестиционного проекта позволит существенно увеличить грузооборот ГП "Севастопольский морской рыбный порт", осуществить программу технического перевооружения и обновления основных фондов, создать новые рабочие места, повысить уровень материального и духовного благосостояния трудящихся и жителей города, решать социально-экономические вопросы города, республики, государства.

Для подготовки и оформления необходимых документов по созданию хозяйственного общества предлагаем организовать рабочую группу, в состав которой включить ответственных сотрудников Министерства аграрной политики Украины, ГП "Севастопольский морской рыбный порт", и ЗАО "Донецксталь" - металлургический завод".

Для реализации проекта строительства просим Вас ходатайствовать перед Севастопольской городской государственной администрацией, Севастопольским городским Советом и ГП "Севастопольский морской рыбный порт" о выделении земельных участков площадью 2,5 га и 10 га для окончания строительства причала 3-й очереди и строительства причала 4-й очереди на восточном берегу Камышовой бухты в пользование ЗАО "Донецксталь" - металлургический завод", и дать согласие на создание хозяйственного общества в форме ЗАО на базе имущества ГП "Севастопольский морской рыбный порт".

С уважением,
Генеральный директор,
председатель правления ЗАО "Донецксталь" - металлургический завод",
А.Н. Рыженков".

Несмотря на благие намерения господина Рыженкова, особенно трогательные в части повышения "материального и духовного благосостояния трудящихся и жителей города", в порту его проект вызвал не радость, а крайнюю тревогу.

Открытое письмо профсоюзной организации государственного предприятия "Севастопольский морской рыбный порт".

Профсоюзный комитет ГП "Севастопольский морской рыбный порт" по поручению полутора тысяч членов профсоюза - работников предприятия, выражает решительный протест против намерения ЗАО "Донецксталь" - металлургический завод" через Министерство аграрной политики Украины создать на базе государственного предприятия "Севастопольский морской рыбный порт" закрытое акционерное общества для строительства причалов и фабрики, которые предполагается использовать для выгрузки, хранения, подготовки и погрузки на суда навалочных грузов (кокса, угля, чугуна) в районе восточного берега Камышовой бухты на отведенной и освоенной территории порта.

Это однозначно приведет к экологической катастрофе. В непосредственной близости от территории порта находится жилой массив, детский оздоровительный лагерь "Омега", кемпинг, военный госпиталь, два санатория, курортная зона - городские пляжи "Омега" и парк Победы. Ведется интенсивное строительство жилья. А ведь известно, что город ориентируется на развитие курортно-туристического бизнеса.

Создание совместного хозяйственного общества в форме ЗАО подразумевает полную передачу порта в одни руки ЗАО "Донецксталь" - металлургический завод" с потерей самостоятельности хозяйствования. То есть, порт превратится в структурную единицу ЗАО "Донецксталь" и потеряет перспективу дальнейшего развития.

Севморрыбпорт добился высоких результатов своими силами, поэтому мы и никто другой должны диктовать свои условия.

Доходы порта (реализация работ и услуг) за 2003 год составили 62,1 млн. грн., что на 17,5% больше, чем в 2002 г., и в 300 раз превышает результаты 1993 г. - с момента получения портом самостоятельности и началом его деятельности по переработке внешнеторговых грузов.

Получена валовая прибыль 29,9 млн. грн., отчисления в бюджет и внебюджетные организации составили 21,27 млн. грн., что на 45,7% превышает результаты 2002 г. Возросшую прибыль порт направляет на модернизацию и развитие, не получая ни копейки из госбюджета. Таким образом, предприятие стабилизировало финансовое состояние, укрепило материально-техническую базу, решает социальные вопросы. Заработная плата работникам выплачивается в полном объеме и без задержек.

В связи с достигнутыми результатами, предприятие не может уступить ЗАО "Донецксталь" действующие основные причалы № 210, 211 и передать ему в пользование готовые складские площади, используемые портом. Наш трудовой коллектив не может допустить, чтобы государственное предприятие, которое стабильно работает, приносит прибыль городу и государству, производит работы с соблюдением всех норм техники безопасности, экологии, решает большой объем социальных вопросов, было уничтожено в буквальном смысле слова, а весь коллектив лишился будущего.

Печальные результаты реорганизации государственных предприятий, таких как СГП "Атлантика" известны как в Севастополе, так и за пределами нашего города. Мы не хотим, чтобы нас постигла та же участь.

По поручению коллектива,
профсоюзный комитет ГП "Севморрыбпорт".

Аналогичные письма профсоюзный комитет порта направил в госуправление экологии и природных ресурсов в г. Севастополе, в Государственную Азово-Черноморскую экологическую инспекцию, Севастопольский городской Совет, инспекцию рыбоохраны. К слову сказать, конгениальный ответ пришел из управления экологии и природных ресурсов. Оказывается, за то, что происходит в 100-метровой зоне от уреза воды, инспекция ответственности не несет. Согласно приказа Министерства охраны окружающей природной среды Украины, "Севастопольский морской рыбный порт и объекты, расположенные в прибрежной защитной полосе...контролируются в полном объеме Государственной Азово-Черноморской экологической комиссией". А "размещение на своей территории предприятий, учреждений, организаций входит в компетенцию Севастопольского горсовета". На снимках, предложенных к материалу - работники порта, встречающие Новый год. Вы видите счастливые лица людей, сильных своим социальным статусом, уровнем предприятия, на котором они трудятся, не жалея ни времени, ни сил. О результатах их труда мы уже сказали. Здесь за портовой проходной их знают, здесь они нужны, здесь они дома. Здесь они защищены материально, профессионально, морально. И это не эмоциональный ряд, это непреложная истина: нельзя позволить, чтобы еще 1500 тысячи человек стали жертвами любителей поживиться за чужой счет, потому что и у государственного добра есть хозяин - это вот те самые полторы тысячи человек, на которые сегодня молятся налоговые администрации района и города. Поскольку других, столь успешно работающих предприятий в Гагаринском районе, просто не осталось, да и в городе их не так уж много.

Людмила БОРОВСКАЯ

Hosted by uCoz